Люди старшего поколения хорошо помнят роман Н. Островского «Как закалялась сталь». Одним из эпизодов сюжетной линии романа была постройка узкоколейки для обеспечения города дровами. В трудное зимнее время мужественные (но не очень грамотные в инженерном отношении) комсомольцы работают без устали в четыре(!) смены (т.е. по шесть часов). Они долбят в мерзлой земле лунки, в которые укладываются шпалы. Хотя зачем было это делать – ведь ветка строилась как временная, и любой специалист просто бросил бы деревянные шпалы на мерзлую землю и закрепил на них рельсы. Затем вдвадцатером комсомольцы поднимают узкоколеечный рельс и переносят его к месту установки. И при том, что самый тяжелый узкоколейный рельс весит всего 200 кг (а есть и более легкие, по 7 кг на погонный метр, с общим весом менее 50 кг!), главный герой надрывается от непосильного труда и заболевает.
Безусловно, в воспитательных целях подобный поворот сюжета возможно и полезен, однако руководствоваться такими технологиями при постройке железнодорожного полотна не стоит. Но, как и во времена Павки Корчагина, шпалы деревянные также в ходу.
Это объясняется их высокими потребительскими качествами, относительной долговечностью (12-15 лет) даже в самых сложных условиях эксплуатации и существенно более низкой ценой, чем у железобетонных аналогов. И, конечно, вполне разумной ценой. Ведь они изготавливаются из материала, который доступен и достаточно быстро возобновляется. Кстати, и вес деревянного изделия относительно невелик – для стандартного (не узкоколейного) пути шпалы пропитанные деревянные весят порядка 80 кг каждая, и четыре женщины – путеукладчицы вполне справляются с их перемещением. Железобетонная шпала весит значительно более двух центнеров, и тут женщинам уже не справиться – приходится привлекать спецтехнику.
Для обеспечения долговечности белую шпалу – высушенную деревянную заготовку, - пропитывают специальными составами, главным из которых является креозот, или каменноугольный деготь. Содержа в себе фенолы и смолистые вещества, он действует как мощный антисептик, не допуская гниения древесины и поражения ее древоточцами. Оборотной стороной этого является тот факт, что шпалы пропитанные, особенно новые, имеют сильный и довольно резкий характерный запах. Впрочем, используются они на открытом воздухе и в таких условиях никакого вреда здоровью человека не наносят, также как и окружающей среде.
Кстати, если бы комсомольцы использовали пропитанные креозотом шпалы, то, скорее всего не заболели бы тифом…
Материал подготовлен: #