Асфальтобетон: в чем принципиальное отличие от обычных покрытий
Строительство дорог на территории РФ до настоящего времени не отличалось высоким качеством. Кто и как занимается этими делами - известно не каждому.
Тем не менее для проведения тендера на выполнение дорожных работ дать объявление бесплатно обязан генподрядчик. В дальнейшем именно ему предоставлено право контроля над дорожным строительством. Итак, в понятие "автомобильная дорога" объединяются работы по устройству земляного полотна и асфальтированной "дорожной одежды". Сама "дорожная одежда" - это образованная в несколько слоев конструкция:
- покрытие - прочный верхний слой износа и несущий слой, который прекрасно сопротивляется истиранию или ударным колесным нагрузкам автомобилей и действию природных факторов;
- основание - наиболее прочная, многослойная часть "дорожной одежды", имеющая в своем составе каменный материал и обработанный вяжущими грунт.
В зависимости от технико-экономических показателей и характера движения различают покрытия:
- усовершенствованные капитальные (монолитные, цементобетонные, сборные);
- асфальтобетонные, укладка которых происходит в горячем и теплом состояниях;
- усовершенствованные облегченные (из гравийных и щебеночных материалов, прошедших обработку органическими вяжущими);
- переходные (шлаковые, щебеночные, гравийные, из укрепленных вяжущими грунтов и др.);
- низшие (грунтовые покрытия, улучшенные всевозможными местными материалами).
Чем выше категория дороги по техническим данным, тем больше предъявляется требований к прочности "дорожной одежды". В зависимости от назначения и интенсивности движения машин (среднесуточный показатель) автомобильные дороги подлежат классификации:
Iа - больше 14 тыс. авт./сут.
Iб - от 7 до 14 тыс. авт./сут.
II - от 3 до 7 тыс. авт./сут.
III - от 1 до 3 тыс. авт./сут.
IV - от 100 до 1 тыс. авт./сут.
V - меньше 100 авт./ сут.
Строительство дорог в России с применением асфальтобетонных покрытий позволяет этому покрытию занимать ведущее место на магистралях благодаря высоким транспортно-эксплуатационным показателям, незначительному по трудоемкости процессу ремонта. Износ асфальтобетона, даже при "тяжелом" движении, составляет всего лишь 1-1,5 мм в год.
Высококачественному цементобетонному покрытию нет равных, поскольку межремонтный срок составляет около 40 лет, а износ покрытия в год не превышает 0,1-0,2 мм. Тем не менее, ключевым недостатком цементобетона является многочисленность поперечных швов, которые заметно ухудшают эксплуатационные качества дорог, повышая показатели трудоемкости ремонта и т.д. То и дело, газетные заметки о ремонте и строительстве дорог указывают на повальное закрытие путей на ремонт.
Армированные покрытия характеризуются растягивающим напряжением, которое, в полной мере, воспринимается арматурой. Выбор того или иного полотна зависит от многих факторов и основывается, прежде всего, на технико-экономических расчетах.